Об использовании интернет-сервисов в образовательном процессе

Глупо считать, что виртуальность сделала людей хуже, чем они есть.
Смешно надеяться, что она сделает их лучше.
С. Лукьяненко
Нам дали инструмент, а будем мы им строить или разбивать черепа – зависит от нас.
С. Лукьяненко
В течение 5 лет я работаю преподавателем Угличского физико-математического лицея. Набор в лицей идет с 5 класса, а в этом возрасте интересы учащихся еще не вполне сформировались, таким образом, учащиеся поступают в лицей не потому, что они очень любят математику и физику (о которой они еще не имеют представления), а потому, что так хотят их родители. Таким образом, особое значение для учителя в подобной ситуации имеет вопрос поддержания интереса учащихся к предмету, что несложно осуществить именно с использованием сетевых сервисов. Сейчас, когда большая часть жизни ребенка происходит в сети, подача материала через сеть и сетевые сервисы является весьма актуальной. ФГОС ООО предполагает выполнение межпредметных программ, одной из которых является программа формирования ИКТ-компетенции учащихся, которая должна формироваться средствами различных предметов. Кроме того, в соответствии с последними документами, учитель должен оценивать индивидуальный прогресс учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что практически невозможно сделать без создания информационной базы по учащимся с использованием информационных технологий. Профессиональный стандарт педагога предполагает, что педагог организует образовательный процесс, в котором учащиеся систематически ведут деятельность, в том числе, групповую, и достигают результатов в открытом контролируемом образовательном пространстве, использует современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий и осуществляет дистанционное консультирование учащихся при выполнении заданий.

Я преподаю в 7, 8, 9 классах Угличского физико-математического лицея. Лицей работает по расширенной программе преподавания физики по учебнику издательства «Просвещение» под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. Для организации единого информационного пространства использую блог. Блог (сетевой журнал) – это сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения, аудио - или видеофайлы. Ключевое слово – регулярно, так как, если содержимое блога не изменяется, учащиеся быстро теряют к нему интерес. Именно блог позволяет организовать общение, открыт и носит личностный характер.

Организация общения начинается с постановки цели. Почему этот материал изучается именно в дистанционной форме? Можно выделить именно те темы, к которым учащиеся показали интерес или темы, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение. Можно организовывать углубление, выполнение практических работ, мини-проектов, то есть то, чем учащиеся уже заинтересованы и где нет необходимости постоянного контроля учителя.

Следующий этап работы – подбор контента и размещение его на странице. Можно также и организовывать повторение и подготовку к контрольным работам и экзаменам. Я часто помещаю в блоге вариант контрольной работы с разбором заданий, которые вызвали затруднения у учащихся. Следует заметить, что то, что обычно пугает учителя – размещение материалов в блоге – является гораздо более простой задачей, чем сам подбор заданий. Именно это является наиболее сложным в работе учителя, хотя и более привычным для него.

Следующий этап – оповещение учащихся о новом задании. Лишь часть их сами обратятся к блогу, остальным необходимо объявить об этом на уроках, в социальных сетях. Учащиеся лицея преимущественно пользуются социальной сетью «В контакте». Дальнейшее общение происходит в соцсетях, в блоге, причем блог можно настроить так, что новые высказывания появятся для всеобщего внимания лишь после модерации учителем для того, чтобы предотвратить появление нежелательных записей. Учащиеся общаются не только с учителем, но и между собой.

Последний этап – анализ результатов деятельности. Блог сам собирает информацию о том, сколько раз посещали ту или другую страничку. Можно создать анкету для обратной связи и собрать результаты, причем они могут сразу быть собранными в диаграммы и быть представленными наглядно. Можно организовать рассылку по электронной почте, ответы на которую также будут собираться электронными сервисами.

В блоге можно организовать также решение различных типов задач: для подготовки к проверочным и контрольным работам, качественные, олимпиадные, с обратной связью. Облегчит работу учителя использование тестов, ЦОР, интерактивных схем. Я использую анкеты с применением формирующего оценивания, обсуждаем критерии оценки, провожу мониторинг домашнего задания. В моем блоге учащиеся найдут видеозаписи опытов, полезные ссылки, материалы для скачивания, экзаменационные материалы. Учащиеся делают ленты времени (отмечают памятные даты в области физики), фото- и видеоотчеты о проделанных экспериментах, я размещаю мотивационные ролики, мультфильмы, а также фото- и видеоматериалы с занятий, которые вызывают интерес в том числе и у родителей.

Кроме того, блог – очень хороший инструмент для совместной деятельности. Учащиеся могут осуществлять обсуждение, решать задачи, выполнять эксперименты, осуществлять проекты совместно, даже находясь далеко друг от друга. Через блог можно организовать внеурочную деятельность с индивидуальными заданиями и организовать их обсуждение. Около ¾ моих учащихся могут самостоятельно размещать материалы в сети, надеюсь, вскоре и остальные тоже станут авторами. Например, в прошлом году совместно с 8 классом реализован межпредметный проект «История одного изобретения в лентах времени», в рамках которого каждый из участников проекта создавал контент по небольшой теме и размещал его в сети ИНТЕРНЕТ.

Результаты внутреннего экзамена в 9 классах показывают, что средний экзаменационный балл несколько последних лет растет. Хотя учащиеся и не сдавали пока ОГЭ, но понятно, что его результаты будут весьма успешны. Средний тестовый балл ЕГЭ в 2013 году составлял 1,34 среднего тестового балла по Ярославской области, а в 2014 году – уже 1,48, т.е. практически наполовину выше. По 2 учащихся в 2012 и в 2013 годах являлись призерами регионального этапа олимпиады по физике и астрономии. Кроме этого, результатами работы являются: мотивация к изучению предмета, развитие сотрудничества с педагогом и одноклассниками, создание условий для развития компетенций, структурирование материалов, развитие информационной грамотности, новые способы координации групповой работы, создание благоприятного имиджа педагога.



0 коммент. :

Отправить комментарий